Подкровельная жизнь пленок и мембран
В прошлом году прирост продаж в сегменте парогидроизоляционных материалов составил около 30—40%
По некоторым данным, в процентном соотношении доля мембран на западноевропейском рынке выше, нежели пленок. Такое положение вещей подталкивает продуцентов сокращать производство низкокачественной продукции и соответственно наращивать выпуск высокотехнологичных современных материалов.
Смещение акцентов
Прошедший год выдался для рынка подкровельных пленок и мембран относительно спокойным: существенных изменений не произошло. Состав основных операторов остался прежним: «Ависта» , «Альбатрос» , «Арсенал-центр» , «Балтийос Браста Украина», «ЕВРО-ИЗОЛ», «Изобуд» , «ТБС-Сервис», ТПК , «Фолиарекс Украина» и т. д. Безусловно, нельзя утверждать, что список игроков рынка совершенно не подвержен изменениям, как и в любом другом сегменте, периодически появляются новые мелкие операторы, но они не способны существенно повлиять на развитие данного направления в нашей стране.
Рост рынка происходил в основном за счет расширения ассортиментного ряда действующих операторов и наращивания ими оборотов реализации продукции.
Согласно информации, предоставленной Андреем Закревским, руководителем отдела маркетинга компании «Изобуд», в прошлом году прирост продаж в сегменте подкровельных пленок и мембран составил около 40—45 %.
Вадим Богацкий, руководитель направления «Паро-гидроизоляционные материалы» компании ТПК, отмечает перманентный рост спроса на мембраны. «При этом падает доля „сильвера“, — поясняет специалист. — В 2005 году она составляла 50 % общего рынка подкровельных материалов, в 2006 — 42—43 %,.по прогнозам на текущий год она сократится до 39—40 %».
О смещении потребительских предпочтений в сторону более качественной продукции говорят все без исключения операторы рынка. Так, по результатам продаж компании «Изобуд», в 2006 году объем реализации мембран возрос на 10—15 %.
Безусловно, это положительная тенденция, однако проявляется она не так ярко, как того хотелось бы производителям и реализаторам подкровельных материалов. Такая ситуация обусловлена рядом объективных факторов.
«Украинский рынок пленок и мембран на сегодняшний день характеризуется низкой культурой строительства, — комментирует Светлана Бондаренко, руководитель направления развития продуктов „ЕВРОИЗОЛ“. — Пытаясь сократить затраты, некоторые строители покупают гидроизоляционные пленки с низкими показателями УФ-стабильности и паропроницаемости, а именно они характеризуют качество материала наряду с его прочностью».
Белая ворона?
На фоне своих европейских братьев и сестер Украина по развитию культуры строительства выглядит, образно выражаясь, белой вороной. В западноевропейских странах уже давно практически отказались от использования при обустройстве кровельного пирога парогидроизоляционных пленок низкого ценового и качественного сегмента. На смену им пришли пленки Класса «Стандарт» и выше, а также, естественно, супердиффузионные мембраны. Нужно отметить, что пленки класса «сильвер» специалисты не относят к материалам для подкровельной гидро- и пароизоляции. По некоторым данным, в процентном соотношении доля мембран на западноевропейском рынке выше,, нежели пленок. Такое положение вещей подталкивает продуцентов сокращать производство низкокачественной продукции и соответственно наращивать выпуск высокотехнологичных современных материалов.
«В Европе уже почти отказались от потребления пленок, — информирует Светлана Бондаренко. — Это обусловлено как высокими техническими характеристиками мембран, так и легкостью их монтажа. Мембраны можно укладывать прямо на утеплитель, тогда как в случае использования пленки между ней и утеплителем обязательно нужен зазор, а, значит, нужно набивать рейки, контррейки».
Елена Пындык, специалист по маркетингу ООО «ТБС-Сервис» поясняет: «Выбор европейских потребителей в пользу мембран объясняется не просто высокими техническими характеристиками. Гидроизоляционные характеристики у мембран в несколько раз превышают аналогичный показатель пленок. Так для мембран, представленных сегодня на рынке, водонепроницаемость составляет в среднем 1 500 г/мг/24 ч, а у пленок — всего около 40 г/м2/24 ч. Потому преимущества очевидны».
В отличие от Западной Европы и других развитых стран в Украине пока еще предпочитают использовать при устройстве кровельного пирога парогидроизоляционные пленки, причем не всегда высокого качества. То есть, по словам Вадима Богацкого, наши строители ищут «компромисс», который зачастую приводит к некорректному функционированию кровли, а порой и преждевременному выходу из строя всей кровельной конструкции.
«Конечно, потребительские предпочтения украинских заказчиков отличаются от западноевропейских. На это влияет ряд факторов, начиная с уровня жизни среднестатистического европейца до этапа формирования строительного рынка, что в сумме влияет на развитие культуры потребления. В сознании европейца уже сформирован приоритет качества, а наш потребитель при выборе материала все еще предпочитает руководствоваться стоимостью, а уже потом — качеством, таким образом, отдавая предпочтение пленкам, а не мембранам», — поясняет Светлана Бондаренко.
Негативный опыт применения низкокачественных материалов способствует тому, что украинские строители все чаще делают выбор в пользу мембран.
Как отмечает Андрей Закревский, украинский строительный рынок идет по пути развития западноевропейского, но с пятилетним отставанием. Представленный на нашем рыночном пространстве ассортимент подкровельных материалов позволяет предположить, что данную временную дистанцию при определенных обстоятельствах нам удастся сократить несколько быстрее.
Региональные предпочтения
Существенных различий в региональной структуре продаж специалисты не отмечают: по всей Украине наблюдается приблизительно одинаковая картина. Как и в любом другом сегменте строительного рынка, лидирующую позицию по потреблению подкровельных материалов занимает Киев и область, причем необходимо отметить, что для данного региона характерно использование более качественной продукции (пленок класса «Стандарт» и подкровельных мембран). Также мембраны пользуются популярностью и на западе нашей страны, специалисты объясняют это более высоким уровнем культуры строительства, который присущ Западной Украине, что в свою очередь обусловлено близостью к европейским странам. Кроме того, в этом регионе высоко развито коттеджное строительство, а как уже отмечалось ранее, част¬ный застройщик в большинстве случаев отдает предпочтение материалам высокого класса.
Операторы данного сегмента рынка подчеркивают, что избирательности в поставках пленок и мембран в тот или иной регион нет. Крупные игроки рынка открывают свои представительства и филиалы по всей территории нашей страны. «Которые в свою очередь проводят работу с дилерами, строительными компаниями, дают консультации, предлагают клиентам различные дополнительные технические, экономические, финансовые условия и т. д.», — информирует Андрей Закревский.
«Наша компания также проводит много мероприятий, помогающих продвигать данную продукцию на рынке (семинары, рекламная поддержка, сбалансированная ценовая политика)», -дополняет Светлана Бондаренко.
Вадим Богацкий делится опытом продвижения продукции на региональные рынки: «Мы проводим семинару по регионам для наших корпоративных клиентов и партнеров. Также увеличению объемов реализации продукции способствуют прямые продажи менеджеров (презентации клиентам), реклама в СМИ, направленная не на коммерциализацию, а на рост культуры потребления товаров — с акцентом на мембраны».
Вадим Богацкий, делая прогнозы на текущий год, отмечает следующее:"Темпы роста национального рынка парогидроизоляции составят 50 %. Кроме того, ужесточится ценовая конкуренция в сегменте пленок эконом-класса между существующими операторами и новыми (Россия, Китай, Польша). Также будет наблюдаться интенсивный рост спроса на высокотехнологичные мембраны. Ответственные застройщики (в основном, частный сектор и иностранные инвесторы) перейдут на мембраны и откажутся от пленок«.
Прогнозируя на текущий год, специалисты несколько разошлись во мнениях. Так, Светлана Бондаренко предполагает, что прирост в сегменте дешевых пленок составит 20—30 %, а сегмент супердиффузионных мембран возрастет в два-три раза.
По мнению же Вадима Богацкого, темпы роста национального рынка парогидроизоляции составят около 50 %. Андрей Закревский отметил, что темпы роста рынка, вероятнее всего, останутся на прежнем уровне (40—50 %), а с учетом нестабильной политической и экономической ситуации в стране не исключен вариант снижения рыночного роста.
Кстати:
— Гидроизоляционные материалы предназначены для защиты подкровельного пространства от пыли, дождя и снега, а также конденсата, который может образовываться и скапливаться на внутренней стороне кровельного материала.
— Пароизоляционные материалы обеспечивают защиту теплоизоляции, элементов кровельных и стеновых конструкций от попадания водяных паров, образующихся в жилых и производственных помещениях.
Комментарии специалистов
Светлана Бондаренко,
руководитель направления развития продуктов «Евроизол»:
— Пленки класса «сильвер» вообще не считаются материалом для подкровельной гидро- и пароизоляции.
Если говорить о низком ценовом сегменте и остальных диффузионных пленках и мембранах, которые защищают подкровельное пространство от попадания атмосферных осадков извне, то можно выделить следующую градацию продуктов: Пленки типа «сильвер» — это самый дешевый; и наименее качественный продукт. В данном сегменте встречаются пленки, в производстве которых используется большой процент вторичного сырья, что отрицательно сказывается на их технических характеристиках и обуславливает их дешевизну.
Прозрачные армированные пленки. В ассортименте нашей компании есть такие паропроницаемые микроперфорированные подкровельные пленки. Наши специалисты рекомендуют использовать их только в неутепленных простых скатных кровлях.
Наиболее качественный и технически совершенный продукт представленный на рынке — это супердиффузионные кровельные мембраны «Евробарьер». Их применение особенно актуально для кровель, имеющих сложную форму: со многими ендовами и ребрами. Этот материал: состоит из двух внешних слоев, гарантирующих прочность и УФ-стабильность, и внутреннего функционального слоя, обеспечивающего гидроизоляционную и паропропускную функцию. Важно знать, что мембрана, у которой отсутствует внутренний функциональный слой — это псевдомембрана, или «ненастоящая мембрана», которая не защищает от влаги утеплитель и не может считаться качественным материалом.
Вадим Богацкий,
руководитель направления «Паро-гидроизоляционные материалы» компании ТПК:
— На мировом рынке (будь то Европа, Азия,: Африка, Америка или Австралия) современная технология устройства парогидроизоляции движется по следующему алгоритму (упрощенно):
1. Скатная кровля: нуждается в пароизоляции (нужно применять только не микроперфорированную пароизоляционную полиэтиленовую пленку класса «Стандарт») и в гидроизоляции (исключительно мембрана — если скат утеплен, если же скат не утеплен и в будущем не планируется утепление — то применяется микроперфорированная гидроизяолционная полиэтиленовая пленка класса «Стандарт»).
Очень важно, чтобы стыки пароизоляции были проклеены (специальным лентами, а не канцелярским упаковочным скотчем!!!).
2. Плоская кровля нуждается в пароизоляционной пленке в случае, если утепляется базальтовым утеплителем.
Если же говорить о фасаде здания, то нужно отметить, что в некоторых фасадных системах необходимо обустройство ветрозащиты, в данном случае применяется только мембрана (нельзя применять пленки!!!).
Все остальное: варианты, припуски, отклонения и прочее — это компромисс!!! В основном, желание пойти на компромисс возникает по двум причинам. Первая: незнание технологии в целом и последствий неправильного применения. Вторая: упорное желание сэкономить, в случае с данными материалами я бы даже сказал — жадность (поскольку парогидроизоляционные пленки и мембраны занимают не более 5 % в стоимости кровельного пирога).
Андрей Закревский,
руководитель отдела маркетинга компании «Изобуд»:
— В сегменте дешевых подкровельных пленок доля «сильвер» будет сокращаться, главным образом в связи с переходом на более качественные материалы, а также мировым ростом цен на полипропилен, который используется в производстве пленок данного класса.
Что касается супердиффузионных мембран, сейчас на украинском рынке достаточно много компаний представляют продукцию от разных производителей. И бытует мнение, что эти материалы чуть ли не одинаковые и различия можно наблюдать только в цене или каких-то мелочах. Мы совершенно не разделяем это мнение и рекомендуем внимательно изучить техническую информацию о продукции каждого производителя, так как разные материалы будут иметь разные эксплуатационные свойства и срок службы. Главные критерии, которые определяют качество супердиффузионной мембраны это:
- способ производства — влияет на равномерность паропропускной способности по всей площади мембраны;
- паропроницаемость — указывает количество водного пара, который может быть выведен за 24 часа;
- УФ-стабилизация — параметр, который, если говорить простыми словами, показывает, сколько мембрана может находиться не прикрытой основным кровельным материалом;
- плотность и количество слоев — этот показатель влияет на прочность материала на разрыв и выдерживаемую высоту столба воды.
Елена Пындык,
специалист по маркетингу ООО «ТБС-Сервис»:
— В борьбе за потребителя операторы рынка расширяют ассортимент своей продукции, в том числе материалов для гидро- и пароизоляции. Зачастую расширение происходит за счет новых видов материала. Так, к примеру, наша компания представляет на рынке супердифузионную мембрану новой генерации Corotop, которая используется в качестве пароизоляции. Стандартные пароизоляционные пленки имеют паропропускную способность в одном диапазоне от 0,7 до 2,6 г/м2/24 ч, не зависимо от силы давления пара. Теплоизоляционная вата, используемая для кровли, способна также пропускать пар в диапазоне допустимых норм, сохраняя свои технические свойства. Особенностью нового материала является способность автоматического регулирования клапанов ячеек в зависимости от давления водяных паров. Благодаря этому он пропускает пар в широком диапазоне от 2 до 10г/м2/24ч, что позволяет уменьшить концентрацию влаги в мансардных помещениях и сохранить функциональные характеристики теплоизоляционного материала. Кроме того, минимизируется необходимость дополнительного проветривания помещения.
Ирина Настыч, Property Times
- Для кровли и фасада: