Укрупнение рынка кровли

Четырехкратное увеличение стоимости цинка уже дало свои результаты: с 1 июня крупнейшие производители металлочерепицы и профнастила поднимут расценки на свою продукцию как минимум на 10%. Помимо этого, некоторые компании могут столкнуться с проблемой позапрошлого года — нехваткой сырья. Эксперты сходятся во мнении, что больше всего от этого пострадают небольшие кровельные предприятия, которые будут вынуждены покинуть столичный рынок и начать осваивать регионы.

Для производителей металлочерепицы и профнастила 2005 г. был удачным: киевский рынок вырос за это время на 30%, достигнув в денежном выражении $65 млн. Не пришлось большинству компаний решать и уже ставшую традиционной в летний сезон проблему нехватки металла. Впрочем, в нынешнем году оптимизма у производителей поубавилось. По словам учредителя группы компаний «Арсенал» Виктора Федорова, виной тому удорожание цинка за последние два-три месяца в четыре раза — с $1 до 4 тыс. за т. «Это уже повлекло повышение цен на окрашенный и оцинкованный металл с $900 до 1,15 тыс. за т», — пояснил он. Солидарен с ним и руководитель направления «Кровли и фасады» компании «ТПК» Евгений Козлов, добавивший, что с 1 июня большинство производителей кровли могут поднять прайсы на 8–10%. «Уже сейчас можно сказать, что это не последнее подорожание в нынешнем году», — сказал он.

Эксперты считают, что на рост цен повлияет и другой, не менее важный фактор — нехватка сырья. С одной стороны, его традиционные поставщики — российские «Северсталь», Магнитогорский и Новолипецкий комбинаты — снизили квоты для Украины. А продукция единственного производителя листового оцинкованного металла в стране — ММК им. Ильича — не удовлетворяет запросы ведущих компаний. «Установленное на большинстве крупных кровельных предприятий иностранное оборудование просто не в силах его перерабатывать. Кроме того, украинский оцинковщик ориентирован на экспорт в ту же Россию», — отметил г-н Козлов.

Впрочем, генеральный директор компании Ruukki Юрий Обух считает, что дефицит грозит в основном мелким предприятиям. «У крупных производителей достаточно оборотных средств, чтобы делать запасы и подписывать долгосрочные контракты, обеспечивающие им металл в нужном количестве. «Малыши» же традиционно выбирают то, что осталось от выделенной стране квоты. Учитывая, что она уменьшена, им просто негде взять металл», — говорит он.

Проблем «малышам» добавит и дальнейшее наращивание мощностей лидерами рынка. По оценкам экспертов, на сегодняшний день в их число входят ТПК, «Арсенал» и Ruukki, суммарная рыночная доля которых составляет около 60%. В частности, Ruukki летом нынешнего года намерена запустить дополнительную линию мощностью 1,2 млн кв. м продукции в год, ввод в эксплуатацию которой позволит увеличить объемы производства в 1,5 раза. В течение нескольких ближайших недель в Василькове начнет работать новый завод промышленной группы компаний «Арсенал».